За что я не люблю практическую психологию |
Главная | Мысли о чём попало |
Речь идёт не о психологии, как науке, которую есть за что уважать, а о всевозможных самоучителях (Леви, Карнеги, etc), тренингах, livespring-ах и прочее. Всё это тоже есть за что уважать: и мыслей интересных много, и людей, и людям помогает… Долго не мог сформулировать, чем же именно вызывает у меня омерзение то, что нравится, например, в художественной литературе.
Теперь попробую. Начну с аналогий. Когда дворянина обучали владению шпагой, вместе с этим он получал понятие о чести. Этика, общественное мнение и закон объединялись против всякого, кто собрался бы протыкать людей ради развлечения или отработки приёмов. Человек был способен сдержать себя и шпагу не вытащить. В более позднее время (СССР) детям, занимающимся борьбой, боксом, а позднее восточными единоборствами, внушался кодекс строителя коммунизма либо восточные философии. Кулак сдержать труднее, чем шпагу, но и этому научить почти всех можно. Общественное мнение по-прежнему на стороне беззащитных и слабых. Вроде всё уже ясно. Если человек понимает какие-то психологические моменты по книгам, переживая над судьбами героев, или узнаёт что-то в своей жизни, это знание становится частью его души. Если на улицы выходят толпы студентов психологических факультетов, или прошедшие тренинг, или начитавшиеся без должной подготовки самоучителей, становится гораздо хуже. Оружие попадает им в руки, а не в душу. С огромным энтузиазмом они направляют его именно на беззащитных – обычных людей, не вооружённых приёмами изнасилования мозгов. Мораль, которую они унесли от своих учителей не в том, чтобы оружие сдерживать, а в том, чтобы его применять! Да и способен ли вообще «психолог» не применять свои умения?! Я об этом в подобной литературе не читал. Никого они, конечно, не убьют, и закон не поможет. Но судеб покалечат (уже покалечили) и себе, и другим, думаю, немало. Больше всего этот вред сравним с деятельностью сектантов, хотя тут, кроме вовлечённых, часто страдают и невовлечённые. Смысл написания текста видимо в попытке обратить внимание на аморальность происходящего. |