Козленок, который всех посчитал.
Главная страница. Мысли о чём попало
е271 посвящается

К сожалению, не смог найти идентичный текст, поэтому придется заняться пересказом.

Итак, старый советский мультик. Варианты названия:
Козленок, который умел считать (до десяти)
Про козленка, который умел считать.


Главный герой – козленок, умеющий считать.
Он слоняется без дела, но с огромным желанием применить свое умение на практике.
Встречая гусенка, поросенка, волчонка и прочих лесных жителей, он присваивает им порядковые номера (один, два, и т.д.), на что посчитанные обижаются и жалуются мамам. Обидно им просто потому, что непонятно. Какой-то козленок без разрешения и объяснений произвел с ними непонятную процедуру, поставив их перед фактом. Мамы принимают сторону детей и увеличивающаяся компания дружно бежит за козленком, чтобы его побить (или вразумить на тему недопустимости посягательств на личную жизнь граждан). Козленок убегает, уверенный в своей правоте и своем праве, продолжая считать всех попадающихся на пути мам и детей. Бежит он быстро, поэтому вновь посчитанный ничего не успевает понять. Это не страшно – бегущая следом толпа всякий раз приостанавливается, чтобы объяснить новообращенному, насколько сильно его обидели, оскорбили и унизили.
Убегая, козленок взбегает на корабль, все устремляются за ним, перегруженный кораблик сильно качается и вот-вот пойдет ко дну. Все в панике, и тут капитан объявляет, что кораблик рассчитан на десятерых и кто-то срочно должен пересчитать пассажиров. Взоры обращаются к козленку, на этот раз не с ненавистью, но с надеждой. Козленок, не скрывая удовольствия от востребованности и исполнения своего долга, еще раз всех пересчитывает, включая капитана, штурмана и боцмана. И себя, разумеется. Как только выясняется, что всех вместе ровно десять, качка волшебным образом прекращается! Все испытывают к козленку искреннюю благодарность, считая его своим спасителем.
С такой сплоченной командой можно спокойно плыть куда угодно – никто уже не спросит, зачем. Последняя фраза – уже не пересказ, а одно из моих недоумений.

В детстве никаких сомнений не было – глупая неинтересная сказка, нудным назидательным голосом объясняющая, как хорошо уметь считать.
Вспоминая ее сейчас, во взрослой жизни, я поражаюсь глубине и обилию разных смыслов.
Итак, начнем еще раз с самого начала.

Козленок недавно научился считать. Обладать умением и не применять его – вещь абсолютно немыслимая для молодой психики. Научись козленок делать атомную бомбу – и он тут же побежит ее взрывать, не заботясь ни о собственной, ни тем более о чужой безопасности. Само по себе умение считать, что бы там ни пытались внушить авторы сказки – не добро и не зло. Но может быть использовано во зло (обижая окружающих) или в добро (для спасения пассажиров кораблика).
Дети боятся непонятного. И взрослые боятся непонятного. И увидев чужого приставучего энтузиаста, бегут от него к маме, ища на этого энтузиаста управу. Пусть этого, кому больше всех надо, на всякий случай побьют, посадят, сожгут, научат Родину любить.
Матери поначалу настроены к детской панике благодушно. Но когда козленок, вместо чтобы извиниться, упорствует и считает их самих – преисполняются справедливым гневом и бегут применять силу.
Козленок не может/не хочет/не умеет вовремя остановиться, продолжает заниматься своим любимым делом, не слушая ни увещеваний, ни прямых угроз. Налицо явный комплекс Иисуса Христа, спасающего и любящего осуждающих и распинающих его людей, не щадя живота своего.
Самое интересное и непонятное начинается на кораблике. И толковать его можно двояко.
С позиций идеализма. Наша паника, основанная на нашем незнании, делает нашу жизнь опасной. Кораблик шатается и может потонуть. Для того, чтобы нас спасти, надо остановить панику. Это делается с помощью авторитета капитана, взявшего под защиту своего авторитета умение козленка. Ситуация была рискованной – ошибись козленок в своих подсчетах, сосчитав до 11-ти – и корабль затонул бы. Может, и хорошо, что его научили считать только до десяти?! Похожая ситуация наблюдается и в политике, особенно в революционные времена, и на бирже во время паники – паника, или любое умонастроение, возникнув в умах критической массы людей, превращается из иллюзии в суровую реальность.
С позиций материализма. Корабль, конечно, затонуть не мог. Но мудрый капитан/президент/менеджер, быстро оценив ситуацию, сумел спасти зарвавшегося козленка. Уж не знаю, как он имитировал качку на судне, но ему, пользуясь своим интеллектуальным превосходством над толпой (уж считать-то он точно умел сам!) удалось убедить толпу, что ради выживания она должна терпеть, не бить и уж тем более не убивать невыносимого в быту, зарвавшегося и хамоватого члена общества только за то, что он обладает умением. А значит, может пригодиться. И не абстрактно (это не помогло бы, увещевания глупого Пилата Христу не помогли), а конкретно, здесь и сейчас.
Под конец остается мелкий неинтересный вопрос – был ли капитан бескорыстен (и просто спасал молодого и глупого по доброте душевной) или корыстен (с помощью козла отпущения на жалованье набирал бесплатную команду рабов-энтузиастов на свой пиратский корабль). Жизнь покажет – полезно только помнить на бегу за кем-то куда-то, что оба варианта вполне возможны. На всякий случай лучше остаться в родном лесу, но таких персонажей в сказке не было.

Hosted by uCoz