Этюд 52 второй кусок |
Главная | Этюд 52(начало) | Этюд 52 третий кусок |
Камера по-прежнему конспектирует виды из окна
*** Платформа Ленинградского вокзала. Вечер. У поезда, через окно - Петрович и Илюнчик. Навеселе. Петрович: Андрюш, ничего не забыл? Коробку передашь тете Тамаре, а сумку - тете Вере. Он: Все помню, Петрович. Петрович: Повтори! Он: Коробку - тете Тамаре, а сумку - бабе Вере. Петрович: Тетя Тамара - это которая с усами. Он: Тамара с усами. А Вера - без усов. Петрович: А Вера без усов. Илюнчик: Андрюнчик, про Ленку не забыл? Он: Нет. Передать, что в июле приедешь. Илюнчик: Да не в июле, а в июне, чайник! Он: Не вопрос. Скажу, что приедешь в мае с семьей и детьми. Илюнчик: Да ты чего, в натуре! Она меня потом убъет. Значит, скажешь Ленке, что в июне, а Светику - что в июле. Понял? Он: Как мне их различить-то? Илюнчик: У Светика телефон на 234, а у Ленки - на 432. Записал? Он: Ручки нет. Илюнчик: (машет рукой) Ладно, ты им ничего не передавай. В мае к Наташке поеду. Петрович: Молчи уж, кобель. Илюнчик: Слышь, Петрович, а поехали сейчас. Вместе с ними. Я тебя со Свети- ком познакомлю. Петрович: Ага. А я тебя - с тетей Тамарой. Он: Которая с усами? Петрович: Она. Илюнчик: (берет Петровича в охапку) Петрович, поехали! Душа горит. В Сочи из за этого чайника не съездили, теперь он, гад, в Питер без нас уедет. Петрович: Илюнчик, остынь. Илюнчик: В Питере остынем. Андрюш, поставь поезд на ручник, я пойду с про- водником добазарюсь. Петрович: Скорее бы вы уже поехали. Еще минут пять я его продержу. Илюнчик: Ты - меня?! Пять минут?! Не свисти! Ее голос: Мужики! Петрович и Илюнчик: Ау! Ее голос (камера разворачивается на его хозяйку): Я вот тут хотела спро- сить... Вы и вправду такие хорошие или придуриваетесь? Илюнчик: Я и вправду, а Петрович придуривается. Она: А этот... С которым вы меня отпускаете? Илюнчик: Подлец полный. Петрович: Хуже засранца я не знаю. Илюнчик: Утопи его в Неве - и приходи ко мне жить. Петрович: Только подожди на берегу, чтобы не всплыл. А то такой еще не уто- нет. Сама понимаешь. Илюнчик: А всплывет - ты его веслом по голове. И - ко мне. Поезд трогается. Илюнчик: Значит, Светке не забудь передать... Петрович: (одновременно) А сумку - тете Вере... Удаляясь, танцуют на перроне коронный "горбушечный" танец. Скрываются из глаз вместе с перроном. *** Камера в купе подхватывается в руку, поднимается и разворачивается. Она си- дит напротив, в домашнем халатике. На столе - бутылка вина и дорожная за- куска. *** Она: Как меня достала твоя камера! Он: Это ерунда. Знала бы ты, как она МЕНЯ достала. Она: Вот и дай ее сюда. Он: Не дам. Она: Дашь. Он: Не дам... Она: Ну, держись... Возня за обладание камерой. Перед объективом творится чехарда. В конце концов, камера оказывается в ее руках. Мы впервые видим Его. Он сидит напротив, за столом, вид растрепанный. Смотрит в камеру. Оан: Чего уставился? Он: Пользуюсь случаем, чтобы посмотреть на тебя двумя глазами. Она: И как? Он: В два раза лучше, чем одним. Она: Подлизываешься? Он: Ага. Она: Не выйдет, дядька. А ну выкладывай все как есть! Он: Куда выкладывать? На стол? Она: Еще чего! Сюда выкладывай, в камеру. А то молчит, а глаза хитрые! О чем молчишь? Он: О тебе молчу. Она: А о чем думаешь? Он: О чем в поезде думать?.. Так... О минуте. Она: О какой такой минуте? Что-то ты темнишь, дядька. Он: Вот прошла минута. За нее много чего случилось. Она: Например? Он: Кто-то родился. Минуту назад его голова торчала между мамкиных ног, как арбуз на бахче. А сейчас чья-то рука, большая, как Театральная площадь, держит его на весу, и он уже прокричал свое первое "кукареку". Она: А еще? Он: А кто-то испустил дух, и сейчас идет по тоннелю. Она: Ты - придурок. Неужели нельзя подумать о чем-нибудь нормальном типа рас- писания поездов? Он: Можно. Но за минуту с ним ничего не случилось. И не только с ним. Все кам- ни стоят где стояли, дома не перешли на соседнюю сторону улицы, а один мой приятель как был дураком, так и остался. Но! Она: Что? Он: Альпинист поднялся на десять метров ближе к цели, вор набрал последнюю цифру кода, а Танька с Таганки испытала первый в своей жизни оргазм и теперь удивляется, какой длинной может оказаться минута. Она: Ты на что намекаешь? Какая еще Танька?! Он: Не знаю. Наверное, веселая и крашеная под Мэрилин Монро. Она: Слушай, дядька. Ты и вправду придурок? Он: Это плохо? Она: Это холодно, и сквозняк. Дует по ногам. Он: Положи их ко мне на колени. Она: Вот так? (кладет) Он: Вот так. Теперь думать не о чем. Голова пустая, как голубятня в праздник. Она: При чем тут голубятня? Он: Вот и я думаю, при чем тут голубятня?.. Слышишь шаги? Она: Нет. А ты? Он: Слышу. Она: Кто там? Он: Следующая минута. Крадется, как кошка. За нами, голубками. Она: Значит, следующая минута - наша? Он: И наша тоже. (одними губами) Иди ко мне... Она: Выключать эту штуку? Он: Как хочешь... Темнота. *** Питер, Дворцовая набережная, белая ночь. Он: Добро пожаловать на бал призраков. Узнаешь этого чернявого кавалера? Она: Кажется, я видела его в каком-то учебнике. Это поэт? Он: В свободное от любви время - да. Скоро его убьет красивый и глупый кава- лергард. Он будет целиться в ногу, но попадет в живот. Она: Кажется, эти призраки танцуют. Он: Да. Им трудно танцевать на живой трясине из мертвецов, которые строили этот город. Но они очень стараются. Она: Им не страшно? Он: Им очень страшно и противно. Чтобы не слышать криков, они приказали оркес- тру играть громче, а ночи - никогда не наступать... *** Эрмитаж, залы искусства ХVII века. Она: (глядя на ложе с балдахином) Ничего не имею против этой кровати. Но где мы поставим телевизор? Он: Наверное, придется выбросить эту вазу. Она: Только через мой труп. Он: Хорошо. Тогда обойдемся без телевизора. Она: Нет. Ты купишь мне плоский Bang & Olufsen и привинтишь его к потолку. Он: Ого, какие слова ты знаешь... Она: Ты про потолок? Он: А зеркало? Тебе нужно зеркало? Она: Я со своими габаритами умещаюсь в карманном зеркальце. Он: Тогда зачем тебе такая большая кровать? Она: Такая большая кровать, как вы изволили выразиться, нужна не мне, а нам. Он: Зачем? Мы же спим, обнявшись. Она: Зато когда поссоримся, можно будет разбежаться на три метра. Чтобы даже блоха не допрыгнула. Он: Мы не будем ссориться. Она: Еще как будем. Он: Нет, не будем. Она: Нет будем! (зловещим шепотом) Он: Да тише ты! *** Питер, Дворцовая набережная, белая ночь. Камера в руках у Нее. Он: (облокотясь на перила) Здесь я однажды встретился с собой. Это было до- вольно страшно. Она: Как это выглядело? Он: Это было ночью, а он, который я, стоял на том берегу Невы, у стены Петро- павловки. Она: Как ты его разглядел? Мне отсюда ни черта не видно. Он: Мне тоже не было видно. Я просто точно ЗНАЛ, что там стоит мой двойник. И помахал ему рукой. Она: А он? Он: Ничего. Отвернулся и шагнул в стену. Она: А ты допил бутылку и пошел спать. Он: Ага. Она: Врешь, как всегда? Он: Вру, как всегда. У меня и пальто такого никогда не было. Она: При чем тут пальто? Он: У него было пальто, похожее на крылья, сложенные за спиной. Как у ночных бабочек. Она: Жуть. Он: Ага. Вот так разминешься со своим ангелом, а потом ищи его. Как после это- го бутылку не допить? Камера отворачивается к Петропавловке. Внизу кадра лениво ворочается Нева. *** Эрмитаж, бальный зал. Она: А здесь мы будем принимать гостей. Ты любишь гостей? Он: Если среди них нет красивых глупых кавалергардов. Она: Хорошо. Мы будем приглашать умных толстых полковников. Он: Я не возражаю и против пары-тройки принцесс. Она: Ах так! Тогда без кавалергардов не обойтись. Он: Хорошо. Только пусть это будут гусары. Они не такие наглые. Она: Кто говорит о наглости, ваше сиятельство? Мы говорим всего лишь о танцах. Он: Тогда разрешите заполнить собой вашу танцевальную квитанцию. Она: Всю? Он: Всю-превсю. Включая графу "Итого". Она: Эта квитанция и так заполнена вами, дяденька. Раз и навсегда. Он: Если бы ты только знала, как в это трудно поверить. Она: Давай не будем об этом. Он: Давай. Она: Ты слышишь музыку? Он: И слышу и вижу, как призраки пляшут, наступая друг другу на ноги. Она: Присоединимся? Он: Начинай. И она начинает - маленькая, хрупкая, в белом платье, с распущенными волоса- ми. И музыка становится слышна, набирает силу, эхом мечется по залу. Камера пускается в путь, окружая Ее танец, как загонщики - косулю. И редкие туристы с улыбками таращатся на происходящее... *** Питер, Дворцовая набережная, белая ночь. Нева. Он: Я видел много рек. Но ни в одной нет такой страстной мощи. Такой смер- тной тоски. Нева похожа на Стикс. В ее плеске слышны стоны и музыка. А ведь бывают еще и наводнения! Хотел бы я увидеть хоть одно. Она: Сейчас увидишь, потому что я очень хочу писать. Я понимаю, что приз- ракам это на на фиг не нужно, но живые люди тут как то решают эту проблему? Он: Можешь не искать казенный сортир. Я уже попробовал однажды. Она: И как? Он: Никак. Она: Что же делать? Он: Пойдем в Летний Сад. Там тебя ждут райские кущи. Она: Ох... Искуситель... Надеюсь, там ты выключишь эту чертову камеру? Он: Не дождешься. Она: Но ты хотя бы отойдешь на пару шагов. Он: Хорошо. Кусты Летнего сада и белое платье, присевшее в реверансе. *** Темнота. Зажигается спичка и подносится к свече. Свеча не освещает ничего, кроме собственного фитиля. До поры до времени. *** Мальчишник у Него. Камера у Него в руках. Стол выглядит, мягко говоря, странно. Мальчишник есть мальчишник, поэтому для антуража приглашена "ночная бабочка". Ее зовут... Ну, предположим, Све- тик. Или Ленчик. Или еще как. Не важно. Я буду называть ее просто Ляля. Просто Ляля лежит на столе и выполняет роль живого подноса. Ее руки мечта- тельно сложены за головой, на животе тает кусочек сливочного масла, грудь сервирована красной икрой, а на причинном месте целомудренно стоит блюдце с мелко порезанными французскими булочками. Петрович: Ну, что, Андрюш... За твой последний мальчишник... Илюнчик: (зачерпывая масло и икру с Ляли) Погоди, Петрович. Дай закуску со- орудить. Петрович: Жду. Илюнчик заканчивает сооружение бутерброда и принимает в руку стопочку. Петрович: Готов? Илюнчик: Всегда готов. Петрович: Андрюш, за тебя. В этот горький день, Илюнчик: Золотые слова... Петрович: когда ты прощаешься с холостяцкой жизнью, я хочу сказать одно... Илюнчик: Сматывайся в Сочи. Петрович: Да подожди ты. Так вот. Ты прав, Андрюш. Несвобода лучше, чем оди- ночество. Илюнчик: Вот заливает. Покороче, Петрович. Трубы горят. Петрович: Не гони. Андрюш, за тебя и твою будущую жену! (чокается и выпива- ет) Илюнчик: (выпив) А я тебе так скажу... Вот есть у меня один приятель. Он продал квартиру и купил акции МММ. Петрович: Ну и мудак. Илюнчик: (подняв палец) Вот! Золотые слова! Но я скажу так: он был бы еще большим мудаком, чем если бы женился. Петрович: Ты на что намекаешь? Илюнчик: Я намекаю на то, что лучше сразу лечь и помереть, чем ждать, пока тебя сведет в могилу баба. Правильно, Светик? Ляля: Я не Светик. Илюнчик: Ну, хорошо. Не Светик. Все равно скажи, правильно я говорю? Ляля: Нет. Петрович:(Ляле) Молодец! Илюнчик: Ну чего вы меня опять всю дорогу обижаете?.. Ляля: А мне можно водки? Петрович: (наливает) Можно. Илюнчик: (сооружая новый бутербродик из лялиного изобилия) И даже нужно. Ляля: (приподнимаясь) Я хочу выпить за вашего друга, чтобы у него с женой все было хорошо. Илюнчик: (растроганно) Золотые слова. Петрович: Ну вот, видишь. Илюнчик: (Ляле) Давай и мы с тобой поженимся. Ляля: Занимай очередь. Илюнчик: А без очереди? Ляля: А для тех, кто без очереди, своя очередь. Петрович: Есть предложение еще выпить. Илюнчик: Наливай!.. *** В пламени свечи появляется Она. Профиль, плечи. Как монета на черном бархате. Она: Я ненавижу тебя. Я ненавижу тебя за твое вечное детство. За игрушки, в которые ты заставля- ешь меня играть. За твою вечную оценку каждого моего слова, жеста, взгляда. Я ненавижу тебя за ту власть, которую ты надо мной имеешь. За ту слабость, которую я испытываю рядом с тобой. Я ненавижу тебя за то счастье, которое ты мне даешь, потому что каждая крупица этого счастья оплачена моей волей и молодостью. Я ненавижу тебя за твои привычки, которые я не в силах изменить и в которых нет места для меня. Я ненавижу тебя за то, что буду всегда только частью твоей жизни, в то время как ты и есть - моя жизнь. Я ненавижу тебя за то, что сижу в партере, а ты стоишь на сцене, и я здесь для того, чтобы смотреть только на тебя, а ты - для того, чтобы взять нас всех. Мои одинокие аплодисменты только разозлят тебя. А в той овации, кото- рой ты хочешь, они будут просто не слышны. Я ненавижу тебя. *** Девичник у Нее. Снимает Она, и мужчин здесь нет. Вся сцена должна быть написаны женщинами. *** В пламени свечи появляется Он. Она остается на своем месте. Свеча зависает между их профилями, создавая очертания бокала, наполненного мраком. Он: Я ненавижу тебя за твое рабское, собачье непонимание во взгляде. Чем старательнее ты изображаешь свою причастность к моему миру, тем виднее про- пасть, которая лежит между нами. Я ненавижу тебя за то, что ты никогда не посмотришь на мир моими глазами, и мне суждено коротать век в ледяном оди- ночестве. Я ненавижу тебя за то, что ты живешь телом, и его прихоти для тебя всегда будут главнее, чем движения души. И если сейчас твое тело тянется к моему, то завтра оно пресытится или соскучится, а других причин для любви у тебя нет и не будет. И мне придется покупать тебя, чтобы не потерять, и я нена- вижу тебя за это. Потому что всегда найдется кошелек толще моего, и хуй длиннее, и румянец ярче. Но главное - кошелек. Я ненавижу тебя за то, что отныне мне придется переламывать пополам каждый кусок хлеба, а ты никогда не скажешь мне спасибо за это. Потому что так было всегда, и, если кто-то предложит тебе хлеб с маслом, то ты примешь его без колебаний и отплатишь тем, чем всегда платят женщины. Я ненавижу тебя за то, что я для тебя - еда, и если сегодня ты слизываешь с меня сахар, то завтра с хрустом примешься за кости. А когда не останется ничего, ты снова выйдешь на охоту, бросив напоследок горсть жалких оправда- ний. Я ненавижу тебя. *** |